Actual Web

 
 
Подписаться на RSS канал Добавить в друзья в Живом Журнале
 

Проект компании
АйПартнер
iPartner — интернет-компания
Adverkka.ru

 
 

 

Страницы

 

В Живом Журнале

 
 
 
 

Архивы

 
 
 
 
 
21 Янв 2010

Виртуальная соломинка

Столкнувшись с падением спроса, крупные российские ритейлеры ищут спасения в интернете.

Столкнувшись с падением спроса, крупные российские ритейлеры ищут спасения в интернете.

Столкнувшись с падением спроса, крупные российские ритейлеры ищут спасения в интернете. Виртуальные магазины — единственный канал сбыта, где продажи в этом году стабильно растут. Похоже, эпоха малого бизнеса в интернет-торговле подходит к концу.

Глава крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group Лев Хасис заявил, что холдинг в следующем году займется интернет-торговлей. Это будет универсальный интернет-магазин по аналогии с Amazon. Упор X5 сделает на книги, технику и прочие товары длительного хранения.

Сейчас X5 в своих сетях «Пятерочка» и «Перекресток» продает в основном продукты питания. Значительный ассортимент непродуктовых товаров представлен разве что в гипермаркетах «Карусель». Тем не менее распределительные центры холдинга, контракты с поставщиками и многочисленные магазины — неплохое подспорье для масштабного старта в Сети.

X5 не одинока: в этом году в интернете уже активизировались традиционные ритейлеры. Причем в совершенно разных отраслях. К примеру, весной в Москве запустила интернет-магазин продуктов питания премиальная сеть «Азбука вкуса»: в компании рассчитывают, что за несколько лет онлайн-продажи займут 10% ее оборота. «Средний чек при заказе через интернет составляет 5,5-6 тыс. руб. против 1,2-1,3 тыс. в офлайне»,— рассказывает брэнд-директор «Азбуки вкуса» Александр Чекмарев. Стартовали недавно интернет-продажи и в книжной сети «Буквоед» (о том, как совладелец «Буквоеда» и «Эксмо» Олег Новиков совмещает издательский, медийный и интернет-бизнес, см. материал Большая читка). Совладелец сети «Буквоед» Денис Котов за три-четыре года надеется занять второе место на рынке после Ozon: «У нас такой ассортимент и охват территорий, что вторая позиция — вполне адекватная задача».

Рапортуют о неожиданных успехах и компании, успевшие открыть интернет-магазины до кризиса. К примеру, «Евросеть» увеличила онлайн-продажи телефонов с января по август 2009 года по отношению к аналогичному периоду 2008-го более чем на 50% (и это при том, что рынок мобильных за первое полугодие просел на 30%). Аналогичная ситуация в сфере бытовой техники. «М Видео» за первое полугодие нарастила продажи интернет-подразделения на 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а «Эльдорадо» — на 40%, до 775 млн руб.

По прогнозам Euromonitor International, российский рынок интернет-торговли в 2009 году вырастет со 100 млрд до 114 млрд руб. Тогда как в целом оборот розничной торговли в России с января по август уже упал на 4,7%.

Объяснить бум интернет-торговли на фоне общего падения спроса несложно: цены в онлайновой сети, как правило, ниже, чем в офлайновых магазинах. «Электроника в интернете дешевле, чем в обычном магазине, примерно на 15%»,— говорит директор «Ютинет.ру» Михаил Уколов. К примеру, скидки на товар на сайте Eldorado.ru могут составлять 5-25% цены в обычном гипермаркете компании. «Товар не хранится на полке, оборачиваемость товарных запасов и денежных потоков в интернет-магазине выше, так что ценообразование отличается от существующего в реальных магазинах»,— поясняет Антон Пермогоров, руководитель департамента интернет-продаж «Эльдорадо».

Впрочем, далеко не все ритейлеры снижают цены на товары, выставляемые в интернет-магазине. К примеру, в виртуальной «Азбуке вкуса» цены такие же, как и в реальной. «В первую очередь мы хотели помочь той части наших покупателей, кто ограничен во времени, либо в районе их проживания нет «Азбуки вкуса»",— говорит Александр Чекмарев.

Конечно, сейчас в обороте крупных ритейлеров онлайн-продажи невелики, хотя все планируют их здорово нарастить. В «Евросети» это чуть более 1% (план — 10% за два-три года), в «Эльдорадо» — 2% (план — 5% за три года). Впрочем, доходы, которые реальные ритейлеры считают незначительными, виртуальным обеспечивают место среди лидеров рынка. В интернет-тор-говле сейчас засилье малого бизнеса. «Из 1300 российских интернет-магазинов 99% имеет оборот менее $1,5 млн — в массе своей это микроскопический бизнес,— говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. К примеру, 2% прошлогодней выручки «Эльдорадо» — это $84 млн, а у крупнейшего российского виртуального ритейлера Ozon.ru оборот за прошлый год составил $102,4 млн. Да и динамика у Ozon.ru поскромнее: в первом полугодии 2009-го оборот увеличился по сравнению с таким же периодом 2008 года на 20%.

Попытки крупных ритейлеров диверсифицировать бизнес за счет интернет-торговли могут здорово обострить конкуренцию на относительно небольшом и раздробленном виртуальном рынке.

«До недавнего времени 90% продаж телефонов в Сети осуществлялось через «серых» продавцов»,— говорит президент «Евросети» Александр Малис. Сейчас рынок заметно «обелился», но вслед за «серыми» игроками с рынка могут уйти и «белые», но маленькие: тягаться с лидерами офлайн-рынка им зачастую не под силу.

Создатель Livejournal.com Брэд Фицпатрик советует начинающим интернет-предпринимателям создавать интернет-магазины (см. далее). В России это может оказаться не такой уж хорошей идеей.

Традиционные ритейлеры обскакали своих онлайн-конкурентов на их же территории (см. график) — из десятки самых популярных интернет-магазинов, по версии Ipsos, лишь четыре работают только в Сети. Любой новый канал сбыта в кризис ритейлеры рассматривают как возможность спасти свой бизнес, так что для малых предпринимателей в интернете места остается совсем мало.

virtualnaya-solominka-001

Источник: Журнал «Секрет Фирмы» № 10 (291) от 05.10.2009 Текст: Николай Гришин

Be Sociable, Share!

Вас может заинтересовать и:

  1. Интернет-магазины: герои и антигерои
  2. Сколько в России интернет-магазинов? Много ли людей ими пользуются? Как предпочитают платить?
  3. Плюсы и минусы онлайн-покупок
  4. Американцы за праздники оставили в онлайне 27 миллиардов долларов
  5. Интернет-магазинам – интернет-платежи
  6. Почти треть покупок в интернете делается под влиянием социальных медиа
  7. WEB 2.0 для электронной коммерции

Метки: , , , , , , , , , , , , ,

 

Статья на сайте айпартнер: Виртуальная соломинка

 

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий